Антонова Ольга Юрьевна Старший воспитатель на площадке 3 (ул. Парфёновская,7 корп.1., строен.1) | |||
Образование: Высшее Окончила БГТУ «Военмех» в 2010 г. по специальности: Менеджмент (Магистр менеджмента. Менеджер). Профессиональная переподготовка в АППО с 06.10.2020 г. по 26.11 2020 г. по программе "Теория и методика обучения (дошкольное образование)" Диплом 27000031877от 25.11.2020 "Образование и педагогика" (воспитатель в дошкольном учреждении) Второе образование: среднее профессиональное. Окончила Санкт–Петербургский ГБПОУ Педагогический колледж №8 в 2016 г. по специальности: Дошкольное воспитание. Воспитатель в дошкольном учреждении. Стаж работы: 10 лет. Высшая квалификационная категория. Является лауреатом районного конкурса педагогических достижений в 2017 г. | |||
Каким будет наше
будущее? На этот вопрос ответить не просто, но мы все верим, что оно будет
лучше уходящего. Педагог можем уверенно сказать: будущее станет таким, каким
будет человек. Оно всецело зависит от того, какие основы мы заложили в сознании
детей. От этих основ зависит духовное и нравственное благосостояние общества. Нравственное воспитание — важнейшая
сторона воспитания ребенка. «Из всех наук, которые должен знать
человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра»,
именно так оценил роль нравственного воспитания в жизни человека
Л.Н.Толстой. Я
считаю, что благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания
детей — это художественная литература, а для детей младшего и среднего дошкольного возраста — это сказка. Сказка
является мощным средством нравственного воспитания. Сказка
входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и
может оставаться с ним на всю жизнь. Сказка,
ее композиции — это яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления —
все это делает сказку особенной, интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом в воспитании нравственно здоровой личности ребенка.Ведь именно сказка открывает и объясняет
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциями, дает
прекрасные образы литературного языка.Особенно актуально нравственное воспитание
детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утратили
свое предназначение. Проблема сохранения интересов к книге, к чтению в наше
время требует повышенного внимания. Техника (аудио, видео, компьютерная)
ослабила интерес к книге. В наше время телевидение и детский сад выступают
соперниками в борьбе за ребенка. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня:
низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков
и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. Многие родители просто
не знают чем занять ребенка в свободное время.
Намного проще посадить ребенка около компьютера или телевизора. И всегда
ли родитель знает, что откладывается в голове у ребенка в это время. Какие основные нравственные
ценности может нести в себе полученная информация? Зачастую бывает так, что
создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный изначально в сказках, то же
происходит с вновь изданными книгами. Авторы превращают поучительное
повествование в развлекательное действие. Поэтому следует в воспитании детей
находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что сказка —
это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами.
Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя
определенные выводы и приобретет жизненный опыт. И я подумала, почему бы мне не стать тем
самым проводником, с помощью которого ребенок будет «общаться со сказкой».
Будет учиться делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт
полученный из сказок в жизни. Развивать социальные навыки: дружелюбие,
стремление помочь и порадовать близкого, общительность, внимательность к
близкому. Усвоит такие нравственные понятия как: трудолюбие — лень, послушание
– непослушание, жестокость — милосердие, бескорыстие — жадность. Развивать в детях
чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное. Сказка
не дает прямых наставлений детям — Слушайся
родителей, уважай старших, Не
уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который
они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой
детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как
сама жизнь. Русская сказка в ненавязчивой форме
открывает важные жизненные истины.Например
такие сказки как «Теремок», «Зимовье зверей», «Репка» — рассказывают нам о
дружбе, что имея друзей можно преодолеть любые трудности. Наказ слушаться родителей и старших звучит в
сказках «Гуси–лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»,
«Терешечка». Сказка «Петушок и бобовое зернышко» — учит заботе о близком. Так
же заботу о близком мы наблюдаем и в сказке «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка». Я стараюсь построить свою работу таким
образом, чтобы дети воспринимали сказку, как задачу для себя, например, искали решение вместе с
главным героем и анализировали
взаимоотношения персонажей. Стараюсь сделать так, чтобы каждое
знакомство со сказкой было ярким и запоминающимся. Знакомит детей со сказкой
«Сказительница русских народных сказок» — она читает детям, рассказывает,
беседует по содержанию сказки, вместе рассматривают иллюстрации к ним. При рассказывании, «сказительница» выражает
свои подлинные чувства и эмоции, т.к. дети
очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь. Во время рассказывания я стою или
сижу перед детьми так, чтобы они могли
видеть мое лицо, наблюдать за мимикой,
выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и
усиливают впечатления от прочтения. Все сказки я рассказываю, так как мне
необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в
процессе слушания. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его
взволновали и затронули больше всего.Для эмоционального
восприятия сказки — я использую пересказ
детьми содержания сказки, настольные
театры, подвижные игры с персонажами сказок. Данные формы работы над сказкой
позволяют узнать, как дети поняли суть сказки. В своей работе по
нравственному воспитанию детей я использую и художественную деятельность.
Рисование, лепка, конструирование —
позволяет детям выразить свое
отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки
сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.
Мы разыгрываем сюжеты из сказок, играем в театрализованные игры, творческие игры с использованием персонажей.
Этот метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию
симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценить поступки не
только героев, но и окружающих людей.
Но «один в поле не войн». И только наша совместная работа с родителями,
приведет к достижению поставленной цели.
Ведь родители — первые главные учителя.
И необходимо, чтобы работа по нравственному воспитанию велась не только
в стенах дошкольного учреждения, но она продолжалась и дома. И
первая же наша встреча, посвященная нравственному воспитанию детей
посредством сказки, «принесла свои плоды». Я обрела единомышленников. Если
ранее некоторые родители не предавали столь важное значение сказки, то теперь
они готовы на все, чтобы помочь своему ребенку вырасти глубоко нравственным,
добрым, справедливым и милосердным человеком.Итоговым
же результатом своей работы я вижу создание «Большой книги сказок», которая бы носила название «Там, на неведомых
дорожках…». Книга, в которой были бы
собраны самые любимые сказки детей, любимые сказки родителей. Сказки, которые
детки придумали сами, с мамами и папами.
Сказки, рассказанные бабушками и дедушками.
Книга, иллюстрации для которой создавали бы сами дети, создавая их
руками (рисование, аппликация) или с помощью фотографии (сцены из
театрализации). Книга, листая которую, ребенок с каждым разом все больше и
больше убеждался, что только добро способно победить зло! О.Ю.Антонова старший воспитатель Другие материалы (статьи) педагога: |